Добавь в друзья: родители и дети в социальных сетях.

16.02.2022

Уже миновали те дни, когда барьер между вовлечением родителей в интернет-среду был труднопреодолимым: социальные сети, мессенджеры, различные видеохостинги теперь могут освоить все. Дети там проводят время с целью общения, выяснения отношений, поиска признания или демонстрации собственной мнимой или реальной успешности. Взрослые пользуются такими средствами более сдержано, однако основная цель, заключающаяся в общении, остается актуальной и для родителей. И здесь важным и для многих — переломным моментом становится желание родителей поддерживать общение со своим ребенком через мессенджеры или социальные сети. Они начинают не только активно писать детям, но и оставлять комментарии под постами, сбрасывать различные информационные посты и ссылки и т.д. Иногда это начинает переходить допустимые границы, и вместо желаемого доверительного общения все превращается в череду скандалов, которые лишь отдаляют родителей от ребенка. Как же общаться с детьми в социальных сетях правильно и с пользой — узнаем в данной статье.

1. Стоит ли добавляться?

Если данный вопрос поднимался и ребенок не показывает своего недовольства и не говорит о том, что ему будет некомфортно — добавляйтесь. В некоторых случаях детям гораздо проще и удобнее, чем привычная форма разговоров на кухне при закрытых дверях или часовые разговоры по телефону. если вы добавляетесь в социальные сети к сыну или дочери без предварительного согласования, необходимо понимать, что дети просто могут проигнорировать запрос, что будет естественной реакцией подростка на «вторжение» в личное пространство. При этом большинство подростков обычно не противятся подобным действия со стороны родителей, особенно, если реальное общение с родителями как-то затруднено: частые командировки или отъезды, болезни, учеба в другом городе и т.д.

2. Социальные сети нужны для воспитания?

Воспитательные беседы, конечно, необходимо проводить лично общаясь с ребенком. Если вы начнете писать в мессенджеры или соцсети какие-то нравоучительные тексты, то они либо будут проигнорированы и непонятны из-за большого объема текста, либо и вовсе распылят подростка еще больше и дома гарантированно будет скандал. Комментарии же в духе «Почему ты все еще находишься на улице, живо домой!» или «Ну что за выкрутасы, зачем ты сделал эту фотографию?!» и вовсе будут скорее всего удалены. Дополнительно вы создаете угрозу и своему статусу в социальных сетях: вас просто могут заблокировать или удалить, т.к. эти действия позволят подростку не только прекратить разбирательства, но и утвердиться за счет того, что в подобных ситуациях власть сосредоточена лишь в одном нажатии на кнопку.

3. «Он такой красивый на этом фото, нужно срочно опубликовать!»

Иногда пост, содержащий фотографию ребенка (нынешнюю или сделанную, когда ему было лишь пару лет отроду) на своей стене может вызвать реакцию неодобрения у детей. Взрослому фото может казаться милым и светлым, а для ребенка подросткового возраста — постыдным, некрасивым и т.д. Более того, всегда учитывайте, что через профиль вашего сына или дочери на вашу страничку могут перейти и его/ее друзья, сохранить данную фотографию и превратить ее в объект шуток или насмешек, что также негативно скажется на эмоциональном состоянии подростка. Лучше спросить у самого ребенка, что он об этом думает и как отнесется к подобному вашему действию. К тому же всегда помните о том, что социальная сеть в принципе не лучший вариант для семейного альбома.

4. От редких посещений до навязчивости.

Понятно, что каждый ребенок нуждается во внимании, но для подростка это внимание должно быть дозированным и не нарушающим его личные границы. Ребенок, которому вы постоянно комментируете каждый пост, присылаете ему на «стену» в социальной сети ежедневные открытки, постоянно пишите хвалебные и душевные комментарии под фотографиями, будет чувствовать дискомфорт — это сравнимо с ситуацией, когда в школьном коридоре на глазах у всех мать поправляет одежду 15-16 летнему мальчику, целует его, причесывает и за руку ведет к выходу. Старайтесь чувствовать эти границы и понимать, что не всегда большие объемы такого внимания будут хорошо восприняты со стороны не только вашего ребенка, но и его друзей.

5. Его друзья — мои друзья!

Здесь ситуация такая же, как и в предыдущих вопросах: уважение и принятие личного пространства своего ребенка. Понятно, что родителям всегда интересно, с кем и как общается их дети, но эффект от попыток «влиться» в коллектив подростков, следить за их деятельностью и пытаться как-то общаться с ними может оказаться провальной не только фактически, но и со стороны эмоционального состояния ребенка. Одно дело, когда дети сами проявляют интерес к этому и инициативу — здесь уже решает сам взрослый, тщательно взвесив все «за» и «против», обсудив подобный момент со своими детьми и взвесив все риски.  Но совсем другое —  проявление излишней инициативы. Помните: друзья ребенка — не ваши друзья. Лучше выстройте доверительные отношения с вашим сыном/дочерью, и тогда опасений о том, с кем общаются ваши дети будет куда меньше, а диалоги на эту тему станут менее травмирующими.

6. По заветам лучших разведок мира

Не стоит использовать социальные сети ребенка с целью шпионажа: кто его друзья, что он лайкает, на какие сообщества подписан. Никто не осудит вас за подобный интерес, но прямой разговор и совместное изучение социальных сетей при доверительных отношениях — это одно, а шпионаж, обман и сокрытие попыток узнать что-то негативное — совсем другое. В случае провала ваших «разведывательных операций» вы рискуете не только потерять доверие с ребенком, но и значительно увеличить пропасть в интересах, а также утратить, возможно, последнюю возможность что-то узнать у своего ребенка. Здесь не совсем правильно руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй», скорее исходить из позиции «Если я в чем-то не уверен, я поговорю и узнаю».

7. Я всего одним глазком…

Если изначально у вас нет договоренности с ребенком о том, что переписка его для вас полностью открыта, то подобные действия будут восприняты как бесправные вторжения и проявления вашего неуважения. Безусловно, на начальных этапах знакомства ребенка с интернетом и мессенджерами этот контроль должен иметь определенную силу, но чем старше и самостоятельней будет ребенок, тем ниже должна быть и интенсивность этого контроля.

8. Работа на опережение.

Интернет дает много возможностей, но лишен при этом различных рисков. Это касается и социальных сетей, мессенджеров и различных хостингов. Поэтому изначально, как только вы решили показать ребенку как пользоваться возможностями всемирной сети, стоит выстроить свою работу грамотно: постоянно оговаривать риски, правила поведения и общения, правила размещения личной информации и т.д. Главное при всем этом — наладить близкое и открытое общение, сразу установить допустимые нормы и правила поведения как для ребенка, так и для самих себя, четко им следовать и обсуждать возможные трудности. При таких действиях все вышеперечисленные пункты будут понятны и доступны в той мере, в какой они принесут максимум пользы и минимум негативных переживаний и вопросов.

Отношения с ребенком должны быть построены на искренности, принятии и доверии, если вы хотите такого же отношения и в свой адрес.

Роман Владимирович Гайдук, педагог-психолог школы «Конкорд».