«Мне нужна помощь, но я боюсь сказать об этом.» - Конкорд
Версия для слабовидящих

«Мне нужна помощь, но я боюсь сказать об этом.»

10.05.2022

Loading

В жизни каждого ребенка эмоции занимают особое место: это своеобразный язык, отражающий внутреннее состояние детей, проявляясь в поведении, поступках, социальной активности и т.п. Однако, бывает и так, что некоторые эмоции могут быть маркером серьезных проблем в жизни ребенка, а взрослые не всегда корректно интерпретируют поступающие сигналы. По мере развития ребенка развиваются и его чувства: базовый набор эмоций (страх, удивление, радость) расширяется, обрастает новыми нюансами и распространяется на многие сферы жизни.  Одним из таких состояний выступает постоянная или ситуативная тревога и тревожность.

Для того, чтобы лучше понять эмоции детей, необходимо разграничить данные понятия. Тревога —  краткое, эпизодические проявления неких переживаний (например — волнение перед ответственным экзаменом и  нормализация эмоционального состояния после его сдачи). Тревожность — устойчивое состояние, продолжающееся длительное время (например — ребенок испытывает беспокойство перед походом в школу или каждый раз, когда ему необходимо отвечать у доски).

Механизмы тревоги также не столь однозначны, как может показать на первый взгляд. В общей классификации тревогу можно разделить на мобилизационную (дополнительный эмоциональный импульс, который возникает в момент преодоления жизненных трудностей) и расслабляющую (ощущение собственной беспомощности в ответственный момент). Так, если говорить о мобилизационной тревоги, то в пример можно привести нервное напряжение высокомотивированного учащегося во время школьной олимпиады, где он собирает весь возможный интеллектуальный и эмоциональный ресурс на время работы, после чего добивается значимых для себя результатов. Если же речь идет о расслабляющей тревоге, то учащийся, который получил очередное сложное задание, программирует себя на то, что оно ему не по силам и не выполняет его, при этом уже начинает сильно переживать из-за того, что со стороны учителя и родителей он снова услышит неодобрение и порицание за плохую учебу.

Однако, вне зависимости от вида тревоги, общее нервное и психологическое напряжение ребенка может не только сильно повлиять на его общее настроение, но и стать причиной более серьезных нарушений в поведении и общении. К тому же, не каждый ребенок, испытывая тревогу/тревожность по тому или иному вопросу может открыто об этом говорить с родителями, друзьями, педагогами. Именно в таких случаях необходимо обратить внимание на изменения в общем поведенческом репертуаре ребенка. Многие вещи всем известны, но бывает так, что в переломный момент на них действительно никто не обращает внимания, что приводит к значительному ухудшению ситуации. Для того, чтобы вовремя выявить тревожное состояние у ребенка, необходимо обращать внимание на:

  • После длительной болезни (или других причин длительного +-отсутствия на занятиях) ребенок демонстрирует собственное нежелание идти в школу.
  • Ребенок зациклен на повторении одно и того же действия (чтение одних и тех же книг, прослушивание одной и той же песни и т.п.).
  • Ребенок может отказываться от любых нововведений, связанных с его личной жизнью и/или жизнью значимых других.
  • Стремление поддерживать чистоту и порядок даже путем иррациональных или слишком сложных действий.
  • Проявление излишних переживаний при любой ответственной деятельности, требующей проверки личных умений и навыков ребенка.
  • Повышенная утомляемость, постоянное желание спать, трудности в переключении с одного вида деятельности на другой.
  • В случае, если у ребенка не получается выполнить некое условие с первого раза, может полностью отказаться от его дальнейшего выполнения, сопроводив отказ истерическими проявлениями (плач, крик, «уход в себя» и т.п.).
  • Склонность винить только себя во всех неприятностях, причем даже в тех, которые случаются не лично с ребенком, а с его близкими или друзьями.
  • Часто смущается даже тогда, когда информация может носить нейтральный характер или не касаться ребенка напрямую.
  • В ситуации личного разговора с авторитетным лицом (родители, учитель, друзья), может краснеть, на глазах могут проявляться слезы и т.п.
  • Ребенок часто жалуется на плохие сны.
  • Нарушен аппетит (либо его полное отсутствие, либо наличие переедания).
  • Плохо переносит ожидание.
  • Часто у ребенка могут наблюдаться проблемы физиологического характера (постоянное повышение/понижение артериального давления, аритмия, проблемы со стулом, постоянные головные боли, мышечные боли и т.п.) без явных симптоматических факторов.

Естественно, причиной тревожности могут выступать различные события: проблемы в отношениях со сверстниками, повышенная учебная нагрузка при низком эмоциональном ресурсе, отсутствие четкого понимания собственного места в  конкретной социальной группе, семье, проблемы с самооценкой и т.д. Не всегда на вопрос со стороны родителей о том, что же все таки случилось тревожный ребенок даст прямой ответ. Понятно, что родители в таком случае становятся заложниками ситуации: они не знают, как помочь своему ребенку, но и не могут сделать лишний шаг навстречу, переживая, что могут лишь все усугубить. Для того, чтобы разобраться в подобном состоянии нет ничего лучше, чем простой доверительный разговор с ребенком. Причем, говорить не обязательно о том, что беспокоит конкретно, а о каких-нибудь отвлеченных моментах. Задача — дать понять, что вы готовы на разговор и сможете понять и поддержать абсолютно любую тему. Главное, избегать в разговоре сравнений, не давать оценку самому ребенку и не навязывать личное мнение по поводу решения какого-либо вопроса. При этом важно помнить, что лучше всего сработать на опережение и стараться максимально тесно поддерживать контакт с собственным ребенком. Если же вы заметили признаки тревоги у вашего ребенка, вот несколько простых действий, которые могут не только в значительной мере снизить состояние нервного напряжения, но и преодолеть тревожность в целом:

  • Безусловно принимайте причину тревоги своего ребенка: он имеет полное право беспокоится. Необходимо чаще интересоваться его жизнью, переживаниями, страхами. Важно дать понять ребенку, что об этом важно и нужно говорить.
  • Не обесценивайте проблемы ребенка. Не стоит прятаться за фразой «Тебе еще только 10 лет, какие у тебя могут быть проблемы?!» и подобными выражениями. Даже если проблема ребенка не кажется серьезной лично вам, признайте ее наличие и проявите сочувствие.
  • Не стремитесь все сделать за ребенка тогда, когда он испытывает сложности, но предложите собственную помощь. Иногда достаточно будет только вашего присутствия.
  • Старайтесь использовать игру как средство диалога с ребенком. Не все дети готовы рассказывать о проблемах, когда сидят напротив родителей в полной тишине, глядя на вопрошающие взгляды мамы и папы. Игра — отличный инструмент и ее возможности очень обширны. Даже со старшими детьми можно играть, используя для этого подвижные и настольные игры. Важно знать, что игра не только отличный способ узнать все, что таится в душе у ребенка, но и показать ему через ряд нехитрых действий прямо в самой игре пути решения той или иной проблемы.
  • Всегда заранее оговаривайте с тревожным ребенком все предстоящие изменения в его жизни. Новость о переезде или смене школы не должна быть внезапной и категоричной: включайте мнение ребенка в процесс принятия решения.
  • Если вы решаете поделиться собственными переживаниями по поводу тревожных событий, используйте вектор прошедшего времени: «Раньше я боялся(ась) этого, но сейчас произошло … и мне удалось справиться с трудностями».
  • Не форсируйте события и не сгущайте краски вокруг предстоящего важного для ребенка мероприятия (например, перед экзаменами не стоит говорить о том, что если отметка будет плохая, то ребенка никуда не примут учиться и он не станет достойным представителем семьи).
  • Ищите плюсы в любой ситуации: ошибка в контрольной работе — важный опыт, указывающий на основные пробелы в знаниях и т.п.
  • Учите ребенка ставить перед собой достижимые цели, которые можно реализовать в краткосрочной перспективе.
  • Чаще обнимайте ребенка, поглаживайте по голове и плечам т.е. — не игнорируйте тактильный контакт. Это важно не только детям дошкольного и младшешкольного возраста, но и для уже взрослого школьника.

Помните, что у оптимистичных родителей — оптимистичные дети. Оптимизм же — лучшая защита от тревожности.

Роман Владимирович Гайдук, педагог-психолог школы «Конкорд».