Не хочу учиться…

30.11.2021

«Не хочу учиться»- многие родители сталкиваются с подобной фразой, вырвавшейся из уст ребенка. Это может произойти и в младшей школе, и в старшей. И причин этому явлению достаточно много, но, зная даже некоторые из них, наладить продуктивное общение с ребенком будет куда проще.

  1. Высокий уровень тревоги и иных переживаний, связанных с процессом обучения. Ребенок просто может боятся неудач, т.к. за ними следует либо сильное наказание, лишение чего-нибудь, либо порицание со стороны родителей, разрушающее доверие и теплоту отношений.
  2. Если речь идет о младших школьниках, причиной может быть банальная неготовность ребенка к обучению. Помните, что в 6-7 лет ведущим мотивом в деятельности по прежнему будет игра. Отсутствие сформированных в процессе социальной адаптации навыков и понимания себя в роли ученика лишь усугубит ситуацию.
  3. Учебная программа не соответствует возможностям и интересам вашего ребенка. Может быть так ,что учеба будет даваться либо слишком просто, либо слишком тяжело, что может спровоцировать отказ. Если ребенок не понимает материал, не успевает за темпом класса, плохо выполняет необходимые задания, он будет проявлять негативизм к себе и окружающим и выражать отрицательно отношение к учебе. Если же ребенок прекрасно овладел программой, умеет читать, писать, считать, он может попасть в ловушку опережения: выполнив задание быстрее всех в классе он будет долго ждать остальных и скучать, нервничать, когда учитель будет объяснять всем то, что уже объяснял ранее. Таким образом усилия ребенка будут обесцениваться и он попросту отвыкнет их прилагать.
  4. Повышенная требовательность со стороны родителей. При слишком бурной эмоциональной реакции со стороны родителей на плохие отметки или даже малейшие неудачи в учебе, ребенок начнет испытывать чувство тревоги и стресса, недоверия. Ситуация такого давления может спровоцировать протестные реакции, а позже — привести к ситуации отказа от учебы.
  5. Конфликт с учителем. Чувство справедливости, которое особенно сильно начинает развиваться у детей средней и старшей школы, может сыграть злую шутку. Любое незаслуженное наказание или отсутствие желаемого поощрения будет восприниматься во много раз острее, чем есть на самом деле.  И здесь сработает все та же защитная реакция, как и в случае с требовательными родителями.
  6. Конфликт с одноклассниками. Здесь все будет строится по принципу ассоциаций: поссорились с одноклассниками — они находятся со мной в одном классе — в классе мне присутствовать не хочется — учится я с ними не буду — я вообще не буду учиться. Такой протест также негативно сказывается на учебной мотивации.
  7. Недостаток внимания со стороны родителей. Если родители живут по принципу «Если все хорошо, то мы не вмешиваемся в жизнь ребенка», то это побуждает самого ребенка к более активным способам привлечения внимания. А раз изначальная установка «Хорошо — не трогаем», то ее необходимо изменить на «Плохо — начинаем разбираться». Таким образом, отказ от выполнения заданий или полное нежелание учиться иногда можно трактовать как стремление ребенка завоевать внимание родителей.
  8.  Завышенные родительские ожидания и упреки. Если в разговорах с ребенком родитель выступает с позиции силы, постоянно требуя результатов, запугивая или чрезмерно преувеличивает степень важности процесса обучения, обратная реакция отказа от учебы в целом не заставит себя ждать. Это естественный процесс — отказаться от сложной деятельности, которая вызывает так много проблем и упреков.
  9.  Заниженная самооценка и неуверенность. Ребенок может подготовиться, но, в виду личных переживаний, стеснительности и подобных проявлений на самом уроке может просто отказаться отвечать, забыть или сильно разволноваться. За подобными действиями, как правило, приходит следующая мысль: «У меня ничего не выходит, это не для меня. Мне проще вообще ничего не делать, чтобы меня не ругали».
  10.  Недостаток самоконтроля и дисциплины в поведении. Естественно, если во время уроков или выполнения домашнего задания, ребенок постоянно отвлекается, придумывает отговорки, переносит выполнение задания на другое время или из-за невнимательности в целом не понимает, что делать, мотивация к обучению будет низкой.
  11.  Индивидуальные психофизиологические особенности развития ребенка. Медлительность нервно-мышечных реакций, плохой объем памяти, неразвитое мышление, нарушения зрения или слуха — все это в той или иной мере влияет на процесс усвоения знания и на их выражение.
  12. Низкая успеваемость у учащихся всего класса. Когда ребенок находится в ситуации, где плохая успеваемость — норма, желание выделиться будет приглушаться опасениями выбиться из общей массы и стать «зазнайкой», что может спровоцировать даже внутренний конфликт в классе.
  13. Отсутствие преемственности в образовании. Дошкольные учреждения образования готовят не только социальные, но и специальные академические знания. Когда ребенок с низким уровнем общей готовности и социализации приходит в школу, ему слишком многое необходимо постигать заново, пытаясь угнаться за сверстниками. Помимо этого, необходимо еще выстраивать какие-то позитивные социальные отношения с одноклассниками и учителем, что тоже дает дополнительную нагрузку. Как следствие — ребенок с капризами собирается в школу и говорит о том, что он не хочет туда ходить.

Причин может быть несколько и на проблему неуспеваемости необходимо смотреть через призму тревог и переживаний ваших детей. Только вместе, наладив адаптивное сотрудничество, можно будет добиться значимых результатов. Знайте, что рядом есть специалисты, готовые помочь вам и вашему ребенку разобраться в проблемах.

Роман Владимирович Гайдук, педагог-психолог школы «Конкорд».