Памятка выпускнику

09.03.2022

Простые, но действенные шаги, которые помогут более четко представить все действия, которые необходимы для определения собственного профессионального маршрута

Шаг 1. «Самонаблюдение: читаем себя, словно книгу» 

Этот шаг предполагает то, что ты постараешься найти в себе все, что так или иначе может быть связано с твоей профессиональной деятельностью в будущем: твои умения, желания и устремления, цели, интересы и т.п. Помни, что для того, чтобы профессия действительно приносила тебе удовольствия и отвечала основным целям, которые тебе хочется реализовать, необходимо корректно сформулировать собственные желания. Для этого можно воспользоваться таким приемом, как «Я-высказывание». Выглядит следующим образом:

«Я собираюсь … Я вижу свою профессиональную цель в том, что … Я могу достичь успеха в …  Яубежден(а), что хочу … Мне хорошо, когда я … Я мечтаю о … Мой успех связан с …»

После того, как ты сформируешь эти «Я-высказывания», необходимо ответить на 3 важных вопроса:

  1. Связаны ли желания с предполагаемым местом работы или учебы?
  2. Существуют ли какие-то дополнительные возможности реализовать себя в учебе или в профессии, если нынешние способы не могут удовлетворить моих целей?
  3. Достаточно ли я хорошо понимаю то, как смогу удовлетворить собственные запросы на будущем месте учебы или работы?

Шаг 2. «Сбор и оценка информации» 

  1. Необходимо собрать всю возможную информацию о самой профессии и содержании труда, условиях обучения: что конкретно предполагает в себе та или иная должность, что необходимо знать и что придется учить заново; востребована ли данная профессия и какие у нее перспективы развития; какими личными и физиологическими, психологическими качествами необходимо обладать для работы в данной профессии; как проходит процесс профессионального обучения и какова его длительность.
  2. Далее необходимо собрать информацию о возможностях профессионального обучения и трудоустройства: в каких учебных заведениях можно получить образования по необходимой профессии; каков конкурс и проходной бал, что необходимо сдавать при поступлении и какие есть альтернативные варианты; какова конкуренция на самих рабочих местах и не утратить ли профессия актуальность за годы обучения; каковы основные требования работодателя к соискателю на данную профессию.
  3. Последний, но не менее важный этап — сбор информации о том, где и как можно реализовать свои навыки: на каких предприятиях, организациях требуются сотрудники с выбранной тобой профессией;  какие возможности и гарантии предоставляются данными организациями, предприятиями и кампания; что на данный момент известно о режиме и особенностях труда.

Шаг 3. «Анализ и планирование пути»

Для начала постарайся определить главную цель. Она должна быть максимально конкретной, четкой и, что не менее важно — достижимой и определенной во времени:
— чего я хочу достичь?
— реально ли это?
— в течение которого времени я достигну значимых результатов?

После необходимо определить те средства и способы достижения желаемого, которые ты точно сможешь использовать: личные знания или совет другого, возможность посетить день открытых дверей в ВУЗе или пообщаться с ребятами, которые уже учатся по той же специальности, что интересна и тебе и т.д.

Всегда, помимо основного варианта, продумывай несколько запасных. Но не абстрактно держи в голове какие-то промежуточные цели с формулировкой «Если так, то, наверное, я…», а прорабатывай их также тщательно, как и основную. Здраво необходимо оценить и возможность неудачи. Не только планируй, что ты будешь делать, если планы рухнут, но и то, как ты на это будешь реагировать.

После того, как решение будет принято, обязательно обсуди его с авторитетным для себя человеком, а уже после — прими окончательный вариант собственной стратегии профессионального становления и развития и приступи к реализации личного выбора. При этом помни, что в случае трудностей, ты всегда можешь обратиться за советом не только к родителям, но и к школьному педагогу-психологу или специалистам центра профориентации твоего города.

Роман Владимирович Гайдук, педагог-психолог школы «Конкорд».