Помощь в профориентации.

08.11.2021

Каждый родитель хочет обеспечить благополучное будущее для своих детей: чтобы они получили качественное образование, развивались как личность и обрели престижную и высокооплачиваемую профессию. Однако, в некоторых вопросах теряется важный момент: будет ли эта профессия интересна самому ребенку, действительно ли с этим родом деятельности он хочет связать свое дальнейшее обучение и деятельность?  Начиная перебирать варианты можно не заметить, как ребенок оказывается в водовороте из предложений, советов, сравнений и даже давления. В какой-то момент родители начинают слышать от своего ребенка фразу «Я не знаю, чего хочу и не представляю, куда мне поступать». И тогда начинается паника: многое было сказано и показано, работа велась очень давно, все готовились к тому, что их сын или дочь уже давно определилась с выбором, а в последний момент — такой ответ. Что же делать и как выстроить работу по профориентации так, чтобы она была максимально эффективной?

  • ШАГ 1. Совместно с ребенком составьте таблицу профессиональных предпочтений: каким требованиям должна отвечать будущая профессия, какие потребности она должна удовлетворять, какие интересы затрагивать. После того, как вы это сделаете, выпишите все эти предпочтения в один столбик, а в столбик напротив впишите те профессии, которые в той или иной степени удовлетворяют требованиям. Проанализируйте, какая из профессий более полно отвечает всем указанным параметрам и вызывает позитивный отклик у вашего ребенка.
  • ШАГ 2. Повышайте качество знаний о профессиональном мире. Помните, что представления подростка о профессиях не всегда объективны: они могут быть ограничены, опираться на недостоверные данные или мнения небольшого количества людей; могут быть рассмотрены в системе другой страны или другого временного промежутка. Всегда обсуждайте актуальную для данного времени и места информацию, привлекайте знакомых, которые работают в интересующей ребенка сфере в данный момент, изучайте рынок труда вместе. Многие вопросы могут быть закрыты уже на этой стадии.
  • ШАГ 3. Старайтесь как можно больше уделять внимания сбору информации о той или иной профессии, начиная от стандартных вопросов оплаты и востребованности, и заканчивая нестандартными характеристиками: как к представителям этой профессии относятся в обществе, какие льготы имеют представители той или иной профессии, с какими рисками сопряжена данная работа, какие курьезные или интересные случаи бывали с представителями данной профессии за период ее существования и т.п. Чем шире у ребенка будут сформированы представления о той или иной профессиональной сфере, тем проще ему будет определиться в дальнейшем.
  • ШАГ 4. После обсуждений сразу переходите к делу. Предложите ребенку «профессиональные пробы»: посетите с ним интересующий ВУЗ или иное заведение образование в рамках дня открытых дверей, договоритесь о личной встрече с представителем данной профессии, посетите экскурсию на предприятие или в фирму, посмотрите документальный фильм, «отрепетируйте» какие-то особенности профессии с ребенком дома или предложите ему пойти на факультатив по профориентации.
  • ШАГ 5. Предложите ребенку пройти комплексное тестирование по профориентации, которое покажет не только предпочитаемые сферы деятельности и общие интересы, но и поможет составить общий профиль личности, выявить актуальные потребности ребенка, его стремления, самооценку и сформированность взглядов на мир. Помните, что результаты по такой диагностике не дадут вам прямого направления к единственному профессиональному пути, но помогут более глубже изучить внутренний мир ребенка, его мотивов и опасений, подскажут, на какой вектор следует сделать упор и к каким специалистам обратиться дальше.

*Обратите внимание на предоставленную ниже ссылку. Перейдя по ней вы сможете увидеть блок профориентационных тестов, которые вы можете пройти онлайн и получить анализ данных, с которым можно обратиться как к педагогу-психологу школы, так и к другим специалистам по профориентации.

https://adukar.com/by/proftests

  • ШАГ 6. Всегда обсуждайте альтернативные варианты. Никогда не навязывайте ребенку свой выбор, аргументируя его личным опытом, но предлагайте как запасной вариант. Сами дети редко задумываются о дополнительных вариантах, поэтому важно оказать им в этом помощь и предложить на рассмотрение иные пути реализации себя как профессионала. Наличие такой альтернативы позволит минимизировать тревогу и общее эмоциональное напряжение в отношении данного вопроса.

Всегда помните, что профессиональная реализация ребенка — его личное право. Не пытайтесь реализовать собственные предпочтения и желания за счет своего ребенка. Обсуждайте с ним вопросы, связанные с выбором будущей профессии начиная с ранних лет. Мнение детей все равно будет меняться, но понимание сути вопроса и важности  осознанного выбора уже будут иметь более прочный фундамент. По вопросам помощи в профориентации вы можете обратиться к педагогу-психологу школы, а также — в областные и районные центры по профориентации, на профориентационные порталы.

http://www.portal.mogileviro.by/

Роман Владимирович Гайдук, педагог-психолог школы «Конкорд».