Профессионально о профессиях.

09.03.2022

Для начала стоит уточнить, что под профессией принято понимать ту трудовую деятельность человека, которая отвечает следующим требованиям: человек, который занимается профессиональной деятельностью, должен иметь определенный уровень квалификации: набором знаний, умений и профессионального мастерства, а также — соответствующими документами, дипломами и сертификатами, подтверждающими эти приобретенные профессиональные способности.

Специальность же — это вид конкретной деятельности в рамках одной профессии. Так, например, профессия может быть одна — врач, а вот специальностей будет уже гораздо больше: врач-терапевт, врач-хирург, врач-педиатр, врач-ортопед и т.п.

В нашем мире существует огромное количество профессий и специальностей, которые объединены в различные классификации:

  1. Все профессии можно разделить на две основные группы по характеру труда: 
    — профессии физического или умственного труда;
    — профессии исполнительного или творческого труда;
    Если с умственным и физическим трудом все должно быть понятно, то вот профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений и работой по некоторому образцу, инструкции (например — машинист поезда, кассир, оператор кол-центра и т.п.). А вот профессии творческого класса требуют от работника более глубоких навыков анализа, стремления к постоянному исследованию и контролю в деятельности, развитых навыков управления и нестандартного принятия решений (например — менеджер, педагог, врач и т.п.).
  2. Также профессии можно разделить и по уровню квалификации сотрудника:
    — профессии, требующие только высшего образования и длительной профессиональной подготовки (врач, режиссер, инженер, экономист и т.п.);
    — профессии, требующие среднего специального образования с возможностью дальнейшего обучения на высшей ступени образования (оператор ПК, бухгалтер);
    — квалифицированные массовые профессии, требующие среднего образования (токарь, электрик, продавец и т.п);
    — профессии, не требующие определенной квалификации и образования (грузчик, подсобный рабочий).
  3. Существует классификация профессий, которая опирается на уровень жесткости требований, предъявляемых к работнику:
    — массовые профессии, которыми может овладеть любой человек;
    — профессии, где от человека требуется определенный набор личностных, физических, психологических и иных качеств (актер, космонавт, пилот самолета, художник-дизайнер, артист театра и кино и т.п.).
  4. Есть классификация профессий, которые распределены в соответствии с отраслями хозяйства, в которых реализуются:
    — промышленность и строительство (инженер, строитель, архитектор и т.п.);
    — транспорт и связь (автомеханик, оператор ПК, водитель и т.п.);
    — сельское хозяйство (ветеринар, агроном, тракторист и т.п.);
    — торговля и бизнес (продавец, коммерсант, товаровед и т.п.);
    — наука, просвещение, культура, здравоохранение и образование (художник, музыкант, врач, педагог и т.п.);
    — сфера обслуживания (парикмахер, социальный работник и т.п.).
  5. Одной из наиболее распространенных моделей классификаций профессий, которая  позволяет более детальный взгляд на предпочтения и навыки, необходимые для той или иной профессиональной деятельности, является классификация по предмету труда, предложенная Е.А.Климовым. Здесь выделяется 5 основных типов профессии:
    — Человек-человек: предметом труда здесь являются люди и отношения между ними. К профессиям данной категории можно отнести врача, медсестру, педагога, психолога, юриста, милиционера и и т.п.
    — Человек-техника: здесь профессии будут связаны с созданием, монтажом и наладкой с последующей эксплуатацией каких-то технических устройств и оборудования. К профессиям такого типа можно отнести монтажника, слесаря, токаря, электромонтера, автомеханика и т.п.;
    — Человек-знак: под эту классификацию подпадают профессии, где необходимо работать с различными языковыми и знаковыми системами. Это библиотекари, переводчики, программисты, штурманы, чертежники и т.п.;
    — Человек-художественный образ: все, что связано с созданием и проектированием, моделированием различных художественных произведений и произведений искусства (художники, композиторы, реставраторы, ювелиры и т.п.);
    — Человек-природа: предметом труда здесь будет являться живая и неживая природа, уход за растениями и животными и само природопользование. Представители таких профессий следующие: микробиолог, геолог, агроном, ветеринар, эколог, животновод и т.п.;

Важно знать, что многие профессии попадают в несколько групп и могут относится к промежуточной группе. Так, учитель химии и биологии будет относится и к типу человек-человек, и к типу человек-природа.

Для того, чтобы определить свой собственный профессиональный тип личности и сопоставить его с предложенными классификациями, что поможет более четко определить свой профессиональный маршрут, можно заполнить дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова, который предназначен предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с авторской классификацией типов профессий:

https://psytests.org/profession/ddo.html

Помните, что если вам нужна будет помощь в анализе данных или дополнительной профориентационной консультации, всегда можно напрямую обратиться к педагогу-психологу школы.

Роман Владимирович Гайдук, педагог-психолог школы «Конкорд».