Первоклассные советы - Конкорд
Версия для слабовидящих

Первоклассные советы

22.08.2022

Loading

«Мой ребенок — первоклассник!» — фраза, которая не только звучит гордо, но и сопровождается эмоциональными переживаниями у многих родителей. Как пройдет первый учебный день? Удастся ли сыну или дочери найти новых друзей? Какое впечатление на ребенка произведет его первая учительница? Не слишком ли тяжелый портфель придется носить в школу 5 дней в неделю? Первый учебный год — период важный для родителей и детей. В течение этого времени закладываются основные принципы и качества личности будущего ученика, выстраивается модель взаимоотношений с педагогами, раскрывается эмоциональный и интеллектуальный потенциал ребенка. Чтобы этот этап жизни первоклассника прошел максимально позитивно и был наполнен полезным опытом, остановимся на базовых аспектах взаимодействия родителей и детей:

  1.  Чтобы первоклассник был более собранным, меньше отвлекался и уставал, а разум всегда был готов к разрешению спорных ситуаций, помните о важности соблюдения режима дня. Приучите ребенка к прогулкам на свежем воздухе, следите за тем, чтобы он вовремя ложился спать, а утром, после пробуждения, старайтесь настроить его на позитивный лад через совместные беседы и обмен впечатлениями. Главное — никакой суеты во время сборов в школу. Чем меньше стресса будет у ребенка перед тем, как он войдет в стены учреждения образования, тем больше вероятность, что и весь его учебный день пройдет более легко и позитивно.
  2. Первый день завершился и ребенок встречает вас плеядой жалоб на возникшие у него трудности в общении, учебе и дисциплине. А может жалобы подобного характера доносятся до вас от учителя или других детей. Как быть? Помните, что подобные вещи естественны, т.к. процесс адаптации у каждого проходит в своем темпе, но это не означает, что ребенку не стоит делать замечаний. При этом они должны быть конкретны и не касаться личности ребенка. Сказать ребенку, что он неряха и сделать замечание, что его портфель собран неподобающим образом — разные вещи. Делая детям замечания помните, что они должны быть конкретны, последовательны и своевременны. Нет смысла вспоминать о неудачах понедельника в пятницу — это только обозлит ребенка и не направит его к нужным выводам. Также старайтесь разбирать каждую ситуацию отдельно, не смешивая проблемы и терпеливо дожидайтесь, пока ребенок вас услышит и предложит собственное мнение о том, как следовало бы поступить и как он поступит в подобной ситуации в следующий раз.
  3. Если проблемы, которые вы видите у ребенка, сложны для вашего понимания или вы чувствуете, что вам нужна помощь — не стесняйтесь обращаться к учителю или педагогу-психологу в школе. Не всегда стрессовое состояние ребенка в отношении школьных проблем может проявляться по месту учебы: иногда накопившиеся эмоции вырываются наружу уже дома, отчего родители лишь разводят руками и не понимают, как правильно поступить. Если к вам обращаются специалисты, работающие с вашим ребенком, к их советам и мнению также необходимо прислушиваться, поскольку дома ребенок не всегда может говорить о скоротечных стрессовых событиях, произошедших во время уроков. Но это не означает, что стресс проходит для детей бесследно. К тому же, в большинстве случаев, дети ведут себя дома несколько иначе, чем в школе. Совместная работа родителей и учителей принесет куда больше успехов в адаптации и социализации детей, чем разрозненная борьба.
  4. Многих родителей беспокоит вопрос подготовки домашних заданий или тренировки каких-то школьных навыков дома. Для того, чтобы избежать неудачи ребенка в школе, мамы и папы, нависая над сыном или дочерью, стремятся всеми силами ускорить процесс выполнения задания, сами ищут ответы на задачи и рисуют картины к выставкам, забывая в пылу заботы о том, что такими действиями они лишь формируют неуверенность, отсутствие учебной мотивации и самостоятельности, а главное — привычку перекладывать ответственность на кого-то другого. Причем подобный паттерн поведения может сохраниться у ребенка вплоть до 11 класса. Чтобы этого избежать, помогайте детям советом, а не прямым указанием или выполнением сложного задания. Не навязывайте собственную помощь и не бегите на выручку по первому зову. Обязанность ученика — учиться, а к ней невозможно привыкнуть, если за детей всю работу выполняют родители. Привычка ждать, пока родитель не напишет в тетрадь нужный ответ, генерализируется и переносится уже в саму школу, где ребенок ищет постоянной помощи у одноклассников, жалуется на сложность достаточно простых заданий и отказывается выполнять работу самостоятельно. Все это — манипуляция, скрывающая неуверенность и нежелание самостоятельно разбираться в проблеме.
  5. Для того, чтобы ваши советы были более действенны, а ребенок ответственно относился к новой роли, уделите время совместной работе над составлениями правил ученика. Вместе с ребенком обсудите его степень ответственности, участия в подготовке к урокам. Обговорите с детьми их новые обязанности: сбор портфеля, поведение на переменах и уроках, уборка собственного рабочего места и т.п. Важно, чтобы правила были выведены именно совместно, а не навязаны ребенку. Также обсудите, как должно распределяться время на учебу и игры дома, в каких ситуациях можно отвлечься и на сколько, кто и как должен контролировать процесс заучивания стиха и т.п. Чем тщательней вы обсудите эту тему, тем меньше шансов, что домашние задания будут восприниматься как наказания, а личные обязанности ученика, такие как содержание портфеля в порядке и бережное отношение к тетрадям и книгам будут выполняться ребенком автоматически.

Учеба в первом классе — пора новых открытий и для детей и их родителей. Главное помнить, что на этом пути ни один ребенок не должен оставаться без должной поддержки и внимания. Это же касается и родителей, ведь за помощью всегда можно обратиться к специалистам, работающим в школе. Даже простое общение с классным руководителем или воспитателем ГПД, педагогом-психологом, поможет лучше узнать о том, что чувствует ребенок и чем он живет в школе. Все это поможет скорректировать модель воспитания и взаимодействия с детьми таким образом, чтобы трудностей было меньше, а процесс освоения социальной роли «ученик» был полон позитивного опыта и ярких эмоций.