Ребенок не слушает: что делать родителям?
07.09.2021
Иногда, в различных бытовых и социальных ситуациях, некоторые дети могут проявлять непослушание. Когда происходит подобное, многие родители теряются и не знают, как быть. Что же необходимо делать, чтобы не спровоцировать подобное поведение и откуда вообще берется непослушание? Ребенок имеет собственное мнение, свои желания и устремления и всеми силами старается достичь реализации актуальных потребностей, будь то игра, практический интерес или обычное любопытство. И если на пути ребенка «становятся» родители, а конкретнее — их требования не совпадают с желаниями и представлениями ребенка, то все приходит к нежеланию делать то, что требуют родители, спорам, конфликтам: появляется ситуация непослушания. Важно понимать, что некоторые способы взаимодействия родителей с детьми могут запускать те или иные дезадаптивные реакции, запуская механизм непослушания. Разберем несколько вариантов, при котором подобное поведение гарантированно может быть спровоцировано:
- Обращение к ребенку в приказном тоне. Вряд ли обращение по типу «быстро сложи игрушки и выйди из комнаты» вызовет одобрительную реакцию. Логично, что в данном случае первой реакцией у ребенка на подобный приказ и будет непослушание. Такая диктатура со стороны родителей воспринимается как унижение и ущемление собственных прав, что неприятно ребенку даже на подсознательном уровне.
- Игнорирование потребностей и чувств ребенка. Если общение строится по принципу «мне все равно, что ты хочешь, я сказал(а), что ты должен сделать…» или «ты не получишь свой обед, пока не сделаешь то, что я сказал(а)…» и т.п. — все это формирует у ребенка ощущение ненужности, принижает его личные интересы и потребности, формирует поверхностные суждения о том, что он растет в атмосфере нелюбви и неуважения.
- Отсутствие четко выделенных правил и норм. Если в жизни ребенка не существует четко обозначенных запретов, норм поведения, у ребенка формируется дезадаптивный механизм социального поведения — «вседозволенность» становится повседневным фактором поведения, общие представления о межличностном общении формируются хаотично. Чем больше поддерживать такое поведение, тем больше ребенок будет не слушаться, игнорировать указания родителей и других значимых взрослых (бабушки и дедушки, учителя, воспитатели), устраивать скандалы и требовать большего.
- Непослушание как манипуляция. Один из самых простых, но и самых коварных методов воздействовать на родителей. Заключается в том, что ребенок перестает вести себя плохо только в той ситуации, когда родители соглашаются на условия, приемлемые для ребенка, либо тот получает нужное поощрение и/или подкрепление, после чего сразу же становится послушным и исполнительным, пока ему вновь что-то не потребуется и к этому не будет прямого доступа.
Что же делать, если ребенок отказывается слушаться ?
Самый важный момент, который стоит помнить — дети берут пример со взрослых, поэтому, если родители позволяют себе нарушать обозначенные запреты или игнорируют прямые просьбы ребенка, то и обстоятельства обратного характера не заставят себя долго ждать. Этот момент важно держать под контролем, чтобы не допустить ухудшения ситуации или не сделать больше ненужных ошибок.
Вот несколько рекомендаций, которым можно следовать:
- Тон обращения к ребенку должен быть разъяснительным, а не указательным. Повелительные интонации всегда вызывают внутренний протест. Желательно, чтобы любые ваши слова, будь то инструкция или просьба, содержали объяснительный момент, например: «Давай соберем игрушки в комнате, чтобы тебе было больше места для игр», или «Если не убрать с пола мячики, то кто-нибудь может упасть. Давай исправим это?!»
- Постарайтесь всегда внимательно слушать своего ребенка — ему важно быть услышанным и получить необходимую дозу внимания к собственной личности. Закономерность простая: если вы не будете слушать вашего ребенка — он не будет слушать вас. Ущемляя права и потребности ребенка в чем-то будьте готовы к ответной реакции.
- Помните, что конкретный запрет или правило не навредит ребенку. Эти моменты важны для корректного воспитательного воздействия, помогают развить навыки самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и усидчивости. Важно также отметить, что установленные нормы распределения времени на игры, учебу и иные занятия, разрешенные аспекты поведения и демонстрации желаемого помогут вам избежать конфликтов.
- Самое важное, если вы понимаете, что ребенок ведет себя плохо только для того, чтобы что-то получить — ни в коем случае не подкрепляйте такую реакцию. Все поведенческие проявления имеют свойство угасать ,если не получают нужного подкрепления. Не проявляя желаемых ребенком реакций, которых он хочет добиться своим манипулятивным поведением, вы минимизируете его, а в дальнейшем — полностью ликвидируете.
Помните, что любое непослушание — не повод для огорчения и принятия поспешных решений, а прямое наказание — не всегда лучший выход. За подробными ответами на эти и любые другие вопросы вы можете обратиться к педагогу-психологу школы.
Таким образом, если ребенок Вас не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье. Сколько бы лет не было ребенку, два, десять или четырнадцать, данные рекомендации будут весьма актуальны.
Роман Владимирович Гайдук, педагог-психолог школы «Конкорд».