С чего начинается профориентация?
29.09.2023
Многие родители сталкиваются с тем, что о будущей профессии их дети начинают задумываться только в старшей школе. В некоторых случаях это приводит к неправильному выбору, конфликтам в учебе, нежелании работать по специальности. Для того, чтобы процесс профориентации был максимально плавным, а интерес ребенка к будущей профессии был конкретным и зависел от его личных желаний, рассмотрим, как и на каких этапах жизни ребенка правильно проводить профориентационную работу.
Дошкольный возраст:
Здесь закладываются основы. Посещение ребенком детских кружков, занятий по интересам – все это развивает его стремление к самопознанию и изучению окружающего мира, формирует интересы в определенных зонах. Главное, дать ребенку возможность пробовать то, что ему интересно, а не то, что кажется удобным и правильным родителям. На этом этапе важно дать ребенку возможность получить как можно больше навыков и знаний, поэтому:
— замечайте интересы своих детей и поддерживайте их;
— не переживайте, если в какой-то момент ребенку перестало что-то нравиться;
— обсуждайте с ним его предпочтения или интерес к новым областям знания, предлагайте альтернативы.
Младший школьный возраст:
На этом этапе дети начинают активно изучать новые социальные роли и пробовать реализовывать их на практике. Это отличное время для того, чтобы познакомить ребенка с разными профессиями через ролевую игру, так как уровень осознанного восприятия опыта будет значительно выше, чем в дошкольном возрасте. Также можно предлагать ребенку просмотр научно-популярных или документальных фильмов, в которых говорится о каких-либо профессиях. Посещение тематических выставок, экскурсий также будет иметь сильный эффект.
Средний школьный возраст:
В это время уже можно начать проходить с ребенком различные профориентационные тесты, которые помогут четко видеть не только изменения в профессиональных предпочтениях, но и то, какие области знания, умений и навыков у ребенка изменяются, какие аспекты его личности начинают развиваться более активно, а какие – уходят на второй план. Задача на этом этапе – не подталкивать в нужном направлении, а отсеивать то, что точно не подойдет ребенку. Главное, что нужно помнить, профориентация – длительный процесс. И все, что происходит с ребенком с 5 по 9 класс необходимо воспринимать как цельный опыт.
Старший школьный возраст:
В это время большинство детей уже точно понимаю, чего у них никогда не получится, но могут еще сомневаться в том, куда следует пойти учиться далее. Для того, чтобы помочь подростку точно определиться с тем, подходит ли ему выбранная профессия, задайте ему следующие вопросы:
— Соответствуют ли твои интересы выбранной профессии?
— Твои представления о профессии совпадают с реальной информацией о ней?
— Ты понимаешь, что необходимо делать в рамках данной профессии, какие там сложности и каков уровень дохода?
— Есть ли у тебя примерный список мест, организаций или компаний, где ты хотел бы работать по данной профессии?
Такие вопросы помогут отлично проанализировать общий подход к выбору профессионального пути вашего ребенка, понимания им основных потребностей и запросов общества относительно данной профессии и того, действительно ли ему нравится такой вид деятельности.
Но как быть, если ребенок все не может определиться?
Для начала – разобраться с причинами. Основными часто выступают следующие:
— недостаток информации о профессии и профессиональном обучении. Помогите ребенку найти нужную информацию, привлеките специалистов из центров профориентации или педагога-психолога школы, знакомых или родственников, работающих в интересующих подростка областях;
— сильная привязка успехов или неудач в школьной учебе к выбору профессии. Не всегда 2 по математике говорит о невозможности стать хорошим программистом, а 10 по биологии – хорошим врачом.
— авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания. Профессия либо яро навязывается родителями, а альтернативы вовсе не предоставляются, либо интереса к профессиональному пути ребенка и вовсе не проявляется.
Чаще говорите своим детям о том, что если они в полной мере владеют информацией, умеют правильно искать необходимые данные и сравнивать их, спокойны и рассудительны, могут отстоять собственное мнение и внимательно относятся к изменениям в области профессии и их популярности, необходимости, то все непременно получится. Важно, чтобы ребенок был действительно уверен в том, что он может жить и работать где угодно, зарабатывая столько, сколько ему хочется и вы будете его любить в любом случае: будь он инженером, водителем или популярным актером.