Как предотвратить выгорание: ответы и советы
03.05.2024
Что такое профессиональное выгорание?
Это истощение, повышенная усталость на фоне хронического стресса, проявляющегося во время работы. Проявляться оно может через снижение интереса к работе, обесценивание собственных усилий, повышение деперсонализации и нежелании вкладывать в работу даже малую частичку ответственности. Как правило, подобные изменения являются длительными и со временем лишь усиливаются.
Как распознать профессиональное выгорание?
1.Постоянная усталость, проявляющаяся в чувстве физического истощения. Отсутствие возможности расслабиться, недосыпы и разбитость каждое утро;
2.Беспокойный сон, невозможность уснуть длительное время;
3.Снижение уровня физиологического здоровья, проблемы пищевого поведения (переедание или недоедание), постоянное пониженное или повышенное артериальное давление;
4.Значительное снижение общей мотивации, появление прокрастинации. Успехи в работе, равно как и признание коллег и руководства, больше не приносят былого удовлетворения, не мотивируют;
5.Дистанцирование, проявляющееся в отдалении от коллег, нежелании коммуницировать с ними. Появляется стойка убежденность, что все вокруг не понимают, не принимают, чаще хочется оставаться одному;
6.Становится сложно длительное время удерживать внимание на работе в течение длительного времени. Ухудшается память, снижается общая продуктивность деятельности. Появляется ощущение того, что при постоянной работе «на износ» отсутствуют вообще хоть какие-либо значимые результаты;
7.Появляется апатия к рабочим процессам и даже личной жизни;
8.Раздражительность и агрессивность повышается, чаще проявляются эмоциональные срывы на коллег, подчиненных или даже родных.
Рекомендации по профилактике профессионального выгорания:
1.Стремитесь к поддержанию баланса между работой и личной жизнью. Уделите внимание тем аспектам собственной личности, к которым вы давно не обращались. Не забывайте, что ресурс можно черпать из различных областей, и когда баланс нарушается, начинают проявляться стресс-реакции. Для того, чтобы отслеживать общее состояние, можно использовать технику «Колесо баланса»;
2.Не подавляйте собственные эмоции. Учитесь слушать и слышать себя и помните, что не бывает хороших и плохих чувств. Все они одинаково важны. Если чувства или эмоции неприятны, подумайте над тем, откуда они взялись и для чего вам нужны, попробуйте прожить эти эмоции и трансформировать их. Полезно проводить рефлексию отработанного дня, открывать для себя не только неудачи, но и успехи, пусть даже самые несерьезные;
3.Подберите для себя оптимальную нагрузку. Попробуйте работать в ином темпе, режиме, если чувствует, что прежний подход к работе становится все тяжелее для выполнения и восприятия. Помните о границах собственных компетенций и не берите на себя то, что в них не входит. При этом не забывайте, что вы — профессионал, а значит должны иметь четкое мнение и позицию в отношении проблемных рабочих вопросов;
4.Не закрывайтесь от коллег, посещайте различные семинары и вебинары, мастер-классы или конференции. Это поможет не только завести полезные связи, но и найти новые идеи для профессиональной деятельности, а также — поможет вам поделиться личным проблемным опытом и услышать мнения различных людей;
5.Не ищите в работе спасения от негатива из-вне и не завышайте негативные ощущения от рабочего дня искусственно.;
6.Не стремитесь охватить все и сразу, делая больше, чем в ваших силах. Установив изначально высокие темпы деятельности, вы сами поднимаете планку оценивания, после чего, при первой же неудаче, переживания будут куда сильнее, чем были бы, если ритм работы был умеренным;
7.Не забывайте, что неудачи случаются со всеми. Не принимайте все близко к сердцу, поскольку в какой-то момент времени вы не заметите, что даже небольшое замечание в ваш адрес начнет сильно задевать вас не только как профессионала, но и как личность. Из-за этого уровень вашего стресса будет лишь расти, а отношение к себе и работе — ухудшаться;
8.По возможности оставляйте работу на работе. Многие пренебрегают этим простым правилом и несут мысли, проекты и документы домой. Берите на себя столько нагрузки, сколько способны реализовать в ходе рабочего времени, правильно распределяйте обязанности и рабочее время. В случаях, когда специфика работы этого не позволяет, задайте сами себе вопрос, то ли это, чего вы хотите? И помните о том, что у любого специалиста должна быть «рабочая» одежда — те вещи, которые вы носите только на работе, а перед уходом домой меняете ее;
9.Выделяйте время на те занятия, которые приносят вам удовольствия. Бытовая рутина может затянуть достаточно сильно, и если у вас не будет способов переключения, тогда, по завершению домашних дел, вы снова вернетесь к переживаниям, связанными с работой, загоняя себя в постоянные цикличные переживания негативного характера.
10.Посещайте психолога хотя бы 1-2 раза в месяц для общей профилактики, не забывая обращаться к специалисту и тогда, когда у вас существует актуальный запрос. Важно посещать такие встречи, чтобы личные переживания не смешивались с профессиональными, выливаясь в итоге на общение с коллегами и (или) подчиненными на работе.
Педагог-психолог: Гайдук Роман Владимирович
тел.: 80(29)747-44-24