Меня обижают…
20.10.2023
Меня обижают в школе, что мне делать? Как отреагировать на такой вопрос ребенка и какие действия должны совершить родители в первую очередь.
1.Не учите игнорировать
Речь о частой фразе в отношении подобной проблемы: «Постарайся не обращать внимания». Но насколько легко ребенку будет проявить в отношении обидчика терпимость? Здесь речь должна идти о сдержанности: каждая обратная реакция должна контролироваться ребенком. Учите его отвечать конструктивно, без эмоциональных всплесков и, в некоторых ситуациях, с юмором.
2.Не поощряйте молчание
Вы не сможете помочь своему ребенку, если не будете знать о том, что происходит в школе. Важно проговорить то, что вы не сможете разобраться в ситуации без твердой уверенности как в самой ситуации, так и в позиции ребенка в ней. Обязательно проговаривайте то, как следует отвечать на обиды и какими способами пользоваться нельзя ни при каких обстоятельствах.
3.Не закрывайте глаза на самооценку
Обидчику всегда интересно обижать того, кто позволяет это делать. И речь не о том, что ребенок делает это осознанно. Речь об обратных реакциях. Ввиду особенностей развития темперамента, представлений о нормах морали и опыте общения, каждый человек будет реагировать на какие-то события отлично от другого. И здесь важно понять, почему ребенка задевают те или иные оскорбления сильнее, помочь ему развить ту часть личности, которая страдает наиболее сильно. В том числе через привлечение сторонних специалистов (психологи, неврологи, логопеды и т. п.).
4.Не игнорируйте общее положение дел в классе
Обратите внимание ребенка на то, как общаются между собой остальные дети в классе. Бывает так, что некоторые выражения или шутки, принятые ребенком как оскорбление, именно в этой группе являются принятым стилем поведения. Если есть возможность, то предложите ему попробовать реагировать также (если это не идет в разрез с воспитанием и общечеловеческими принципами личности ребенка).
5.Не учите агрессии
«Ты должен дать сдачи!» — фраза, которая отлично воодушевляет, но приводит к усилению конфликта, когда происходит драка с обидчиком. Ребенок, уверенный в собственной правоте и уставший от обид, может действовать более импульсивно и агрессивно, чем сам обидчик. И последствия таких «разборок» будут куда серьезнее. Лучше научите ребенка корректным формам ответа, проговаривая возможные или похожие ситуации. Обучите его использованию фраз, закрывающих диалог: «Можешь так и дальше думать, если тебе нравится. Я все равно знаю правду», «Все уже поняли, что тебе нравится так говорить, можешь не доказывать это снова» и т. п.
6.Не заводите в ловушку
Не учите ребенка говорить с обидчиком на те темы, которые он использует для высмеивания или провокации. Так вы лишь подтолкнете ребенка в ловушку. Лучше учите ребенка характеризовать поведение обидчика, указывая на степень личной ответственности. Естественно, говорить об этом необходимо, используя необходимый тон, своевременно. Для любого ребенка это тяжело, но именно ваша задача помочь отработать необходимые для этого навыки.
7.Здраво оценивайте
Иногда решительное вмешательство взрослых действительно способно пресечь любые попытки одноклассников обижать конкретного ребенка. Но есть много нюансов (возраст, степень сплоченности группы, авторитетность обидчика, позиция самого ребенка и т.п.), которые могут в подобной ситуации только навредить. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам школы, а главное — не замалчивайте проблему и сигнализируйте при первых подозрениях.
Педагог-психолог: Гайдук Роман Владимирович
тел.: 80(29)747-44-24