Функциональная грамотность в 3 классе «Конкорд»
20.11.2023
Автор: Рычагова Алла Анатольевна, учитель начальных классов.
Как активировать интерес детей к русскому языку? Этот вопрос волнует педагогов и родителей. А всё очень просто. Нужно показать, что лексика русского языка — это живой действующий контент, который развивается вместе с человеком. Некоторые слова исчезают из языка, так как устаревают понятия, становятся ненужными предметы, вещи. Их место занимают новые слова и выражения-неологизмы. В этом учебном году мы с третьеклассниками каждую неделю будем знакомиться с новым словом. И вот наш первый опыт — исследование модного сейчас понятия «батл». Знакомство со словом началось с просмотра видео ролика. Затем ребята определили, что действия участников на экране очень напоминают состязания. Далее, подбирая синонимичный ряд, ребята сами нашли неологизм, который в современном мире характеризует игровое состязание. Потом записали определение понятия из толкового словаря, подобрали антонимы, составили предложения. Очень интересным получилось творческое осмысление слова. На рисунках можно увидеть, как ребята показали виды современных батлов. Для развития критического мышления, умения сопоставлять и принимать разные точки зрения, на уроках литературного чтения используем приём «Лiтаратурны рамонак». Он помогает не только анализировать произведение, но и раскрывает авторский замысел литературного произведения, учит видеть ценностные смыслы. Интрига использования «тонких» и «толстых» вопросов заключалась в том, что ребята не могли предварительно ознакомиться со своим вопросом, а отвечать нужно было быстро. Не все вопросы были простыми, тогда на помощь приходили одноклассники. В результате, появилось много интересных и неожиданных вариантов трактовки литературного текста.