Гаджеты и дети
13.03.2024
Многие современные дети чаще проводят время вместе со смартфоном или планшетом, отодвигая на задний план реальное общение со сверстниками, подвижные или интеллектуальные игры, учебу.
А когда увлечение гаджетами занимает все свободное время ребенка, учителя и родители начинают бить тревогу. Для того, чтобы этого не происходил, а также – для оказания своевременной и качественной помощи, необходимо разобраться в причинах.
1.Ребенок не знает и(или) не умеет проводить свободное время по-другому. Основная задача – показать, что есть множество действительно интересных увлечений и помимо смартфона. При этом важно предоставить ребенку свободу выбора таких увлечений, а не навязывать то, что наиболее удобно или интересно для самих родителей.
2.Способ реализации своих талантов. Часто, когда успеваемость ребенка изначально низкая и за отметки он получает постоянное порицание, он будет искать себе новую ситуацию успеха, например – победы в играх сбор большого количества «лайков» под постом в социальных сетях. Важно показывать ребенку, что в нем есть множество других положительных сторон, которые могут быть отмечены.
3.Удовлетворение потребности в уважении. Общение в реальной жизни может не давать желаемого эффекта ввиду определенных личностных качеств ребенка, но общение в социальных сетях прощает практически все: там можно быть грубее, смелее, богаче или успешнее, чем в реальной жизни. Достаточно лишь «надеть маску» нового персонажа или завести новый аккаунт.
4.Гаджеты позволяют получить желаемое с меньшим количеством усилий. Идти в магазин и потратить на это около получаса или заказать пиццу домой? Отправиться в библиотеку и час пытаться выполнить домашнее задание по математике или просто найти нужный ответ в интернете? Научиться подтягиваться 10 раз за месяц или обучить этому своего героя в игре за 5 минут? Иллюзия легкости и быстроты всегда будет манить любого ребенка, поэтому важно говорить о преобладании качества результатов над скоростью их достижения.
5.Единственно возможный способ избавиться от негативных эмоций или получить позитивные. Постоянные конфликты в ближайшем окружении, невозможность выразить свой гнев из-за страха наказания, отсутствие возможности искренне радоваться происходящим событиям – все это заставляет ребенка больше погружаться туда, где подобных проблем не существует.
6.Потребность в уединении. Смартфон или планшет, а именно та информация, что на них храниться (фото, музыка, игры), аккаунты в социальных сетях или видеохостингах, возможность смотреть или слушать то, что хочется, предлагают ребенку своеобразную альтернативу закрытой комнаты. Если личные границы ребенка нарушаются, то такая среда – единственное место, где можно побыть наедине с собой.
Из-за усталости или нехватки времени родители часто могут сами вручить ребенку гаджет в руки, лишь бы выкроить для себя возможность отдохнуть. Относится к этому стоит внимательно, поскольку можно просто не заметить, как родительские отношения были заменены смартфоном или планшетом. Помните, что хоть в современных гаджетах и заложено множество функций, действительно обучить правильным жизненным навыкам могут только родители, подавая правильный пример и проявляя тепло и заботу к ребенку.
Педагог-психолог: Гайдук Роман Владимирович
тел.: 80(29)747-44-24