Где начинается школьная дружба?
12.02.2024
Школа дает не только образование и базовые знания о мире, но и является основным местом социализации. Весь процесс обучения проходит в коллективе, дети умчаться сосуществовать вместе.
Какие этапы проходит ребенок в процессе выстраивания взаимоотношений и какие типы подобных отношений существуют?
1 этап. Первичное знакомство. На этом этапе детьми выясняется базовая информация друг о друге (имя, возраст, место жительства и т.п.). На этом этапе может возникнуть первичная (как правило – поверхностная) симпатия или антипатия.
2 этап. Вторичное знакомство. Знакомство становится более близким: дети интересуются интересами друг друга, пытаются понять особенности характера и поведения. Устанавливать какие-то более глубокие контакты всегда проще, когда находится большее количество объединяющих факторов. Данный этап характерен возникновением приятельских отношений между детьми.
3 этап. Пробные период. Здесь дети пробуют разные варианты взаимодействия с разными одноклассниками (учащимися из других классов), сталкиваются с необходимостью взаимопомощи, ответственности, доверия. Переживая подобный опыт, ребенок либо получает удовлетворение, либо нет, а следовательно, либо корректирует свое поведение, либо ищет иной объект для взаимодействия.
4 этап. Зарождение дружбы. В данном этапе для отношений между детьми становится характерным наличие общих и устойчивых интересов, сходство во взглядах, проявляется взаимная привязанность и готовность помочь, поддержать.
Исходя из представленной выше информации, можно выделить несколько типов взаимоотношений между детьми:
Одноклассники: общение ограничено базовым уровнем взаимодействия (поздороваться, поинтересоваться о характере заданий к уроку и т.п.);
Приятели: добавляется минимальное вовлечение в обсуждение интересов, успехов, новостей или иных общих тем;
Неприятели: в таких отношениях часто проявляются неуместные оскорбления, подшучивания, ограничение или полное отсутствие всякого общения;
Товарищи: присуща взаимная заинтересованность в совместной деятельности и общении, дети могут проводить время вместе. Но такое общение характерно только на момент нахождения в школе, за ее пределами оно поддерживается редко или вовсе исключено;
Друзья: характерно желание быть как можно дольше вместе (желание сидеть вместе за одной партой, за столом в столовой, проводить время на переменах и т.п.). Для таких отношений характерно безусловное принятие детьми друг друга, со всеми достоинствами и недостатками;
Конечно, всегда нужно понимать, что в любых правилах бывают исключения. Как в товарищеских, так и дружеских отношениях не всегда может выстраиваться позиция взаимного уважения. Чаще встречаются отношения, выстроенные по принципу «ведущий-ведомый». Также не исключен вариант дружбы в паре «лидер-лидер». Однако, первый и второй вариант в гораздо меньшей степени способны сохранить на длительный период крепкую дружбу.
Педагог-психолог: Гайдук Роман Владимирович
тел.: 80(29)747-44-24