Как принимать критику? - Конкорд

Как принимать критику?

08.02.2024

Loading

Сама по себе критика – неотъемлемая часть нашего существования. При этом важно отметить, что не каждый человек умеет правильно ее воспринимать и понимать. В большинстве случаев люди стремятся дать ответ на критику моментально, не давая себе время на размышление, анализ ситуации.

Кто-то реагирует на критику чрезмерно эмоционально, кто-то обижается или даже раздражается.

Перед тем, как понять, как же следует правильно реагировать, необходимо разобраться в том, что критика может быть конструктивной и неконструктивной (деструктивной).

Конструктивная критика – обратная связь, помогающая улучшить какой-то элемент поведения или деятельности, измениться в поступках. Такая критика необходима для развития и получения нового опыта, знаний и навыков.

Деструктивная критика направлена уже не столько на деятельность, сколько на личность самого человека. Она может включать в себя необоснованные жалобы, насмешки или детали, на которые обычно не обращают внимания. Обычно применяется для того, чтобы вывести человека из эмоционального равновесия, снизить уровень его самооценки.

Как же научиться принимать критику и вовремя выделять неконструктивные замечания? Вот один из алгоритмов:

1.Определите значимость источника критики. Перед тем, как начать нервничать, определитесь, является ли мнение критикующего вас человека важным, авторитетным, компетентным? Если ответом на эти вопросы будет обычное «нет», то и брать в расчет подобные замечания не стоит.

2.Внимание и вопросы. Если вас кто-то критикует, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы, переспрашивать. Если ответов и уточнений не последовало, то критика скорее всего неконструктивна и обращать на нее внимания также не стоит.

3.Иметь право не отвечать. Это то, о чем многие забывают. В случае, если вы поняли, что критика в ваш адрес незаслуженно и не несет в себе ничего дельного, то вы имеете полное право никак на нее не реагировать. Сохраняйте спокойствие и оперируйте лишь известными вами факторами и информацией.

4.Не принимайте все на свой счет. Даже конструктивная критика может обидеть, если принимать ее слишком близко к сердцу. Если вас критикуют как профессионала или ученика, то это – критика конкретной роли, а не вас как человека в целом. Внимательно послушайте, сделайте выводы, уточните и действуйте.

5.Позитив и спокойствие. Какую бы информацию вам ни озвучивали, придерживайтесь позитивного мышления и старайтесь спокойно на вовсе реагировать. Важно уметь работать и со своей самооценкой. Любая обратная связь может быть для вас полезной в какой-то момент времени, поэтому рассматривайте любую критику как возможность чему-то научится.

6.Не ждать, а двигаться самому. Лучшая тактика – понимать, что если вам делают конструктивные и точные замечания, значит от вас хотят, чтобы вы стали лучше и успешнее в чем-то. Если вы желаете того же, то обращайтесь за советом самостоятельно, анализируйте свое поведение и деятельность.

Никогда не забывайте о личном развитии. Осознание собственных ошибок, умение работать с ними и принимать помощь со стороны – путь к успешному принятию любой критики. Если же вы нуждаетесь в помощи, желая разобраться в себе, вы всегда можете обратиться к соответствующим специалистам.

Педагог-психолог: Гайдук Роман Владимирович

тел.: 80(29)747-44-24