Говорим про адаптацию - Конкорд
Версия для слабовидящих

Говорим про адаптацию

27.09.2023

Loading

Адаптация к школе – это период приспособления ребенка к условиям образовательного учреждения, то есть его привычка к регулярным урокам, порядкам и новым людям (учителям и одноклассникам).

Специалисты называют примерные сроки адаптации от 5 недель до 7 месяцев. Длительность будет зависеть от сложившейся атмосферы в семье, психологических особенностей и характера крохи, уровня его знаний, а также от типа школы и сложности обучающих программ.

Существуют три основных этапа адаптации:

Ориентировочный. Ребенок осторожно присматривается к незнакомой обстановке, ее условиям и правилам. Он напряжен, может реагировать на новшества ярко и резко. Такой этап занимает около 2-3 недель.

Неустойчивое приспособление. Ребенок приспосабливается к школе и старается выстроить оптимальное поведение в новых условиях. Реакции меняются на менее эмоциональные. Этап длится 2-3 недели.

Удовлетворительно устойчивое приспособление. Ребенок достаточно уверен в выбранном формате поведения, приходит внутреннее осознание статуса: «Я теперь ученик школы, а это означает, что я должен учиться и вести себя хорошо». Этот последний этап ребенок преодолевает в срок от 5-6 недель до 1 года.

Виды адаптации:

— Социальная;

— Физиологическая;

— Психологическая.

Социальная адаптация. Предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью — ролью ученика. Включает в себя следующие умения:

— слушать;

— реагировать на учителя;

— самостоятельно выполнять задания;

— организовывать и анализировать их выполнение.

Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других.

Физиологическая адаптация предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением. Включает в себя следующие критерии:

— самочувствие;

— качество сна;

— работоспособность;

— аппетит;

— различные заболевания и их обострение

Психологическая адаптация. Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет. Оценивается по следующим параметрам:

— мотивация к учебе;

— готовность выполнять задания и понимать их;

— уровень развития познавательных процессов;

— ежедневное настроение;

— способность оценивать себя и свою работу.

Трудности адаптации.

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет.

О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.

Неуспеваемость по предметам. Один из самых частых признаков трудностей адаптации. Если снижение оценок у ребенка стало уже хроническим, то за ним кроются психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать свой режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению.

Избегание деятельности, уход в себя. Ребенок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. На переменах он тоже не проявляет активности. Такая ситуация часто складывается, когда дети не получают необходимого внимания. Вместо наказания учитель должен спокойно побеседовать с учеником и выяснить причины такого его поведения.

Игнорирование правил поведения. Плохое поведение ребенка — это действенный способ обратить на себя внимание. Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках (ребенок по развитию опережает программу, а учитель не учитывает эту особенность).

Вербализм. Этим понятием психологи обозначают ситуацию, когда речевое развитие преобладает над интеллектуальным. Ребенок говорит много, возможно создает впечатление смышленого и развитого не по годам, активно работает при устных опросах, но при этом не справляется с заданиями школьной программы. Исправить ситуацию и помочь успешно адаптироваться к школе могут лишь тренировки с логическими и творческими заданиями.

Лень. Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. Лень не только влияет на успехи ребенка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. Ее возникновение могут спровоцировать многие причины: сниженный познавательный интерес, страх неудачи, особенности темперамента, неуверенность в себе, избалованность и слишком легкие успехи (например, у одаренных детей).

Внешние и внутренние факторы успеха адаптации

На успешность процесса адаптации влияет несколько факторов. Их можно разделить на 2 группы:

— внешние — взаимоотношения с семьей, учителем и одноклассниками;

— внутренние — степень готовности к школе, учебная мотивация, здоровье ребенка и его устойчивость к стрессовым ситуациям.

Обе группы факторов взаимосвязаны между собой. Нельзя сказать, что одна преобладает над другой.

Специалисты до сих пор дискутируют на этот счет, но многие из них сошлись во мнении, что, в первую очередь, влияет семья. Отношения между домочадцами отражаются как на здоровье ребенка (физическом и психическом), так и на его подготовке к школе, учебной мотивации и умении строить социальные контакты.

Влияние семьи на адаптацию ребенка в школе

В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:

— в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;

— высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;

— снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.

Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации ребенка – признание его активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований. Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:

— активны (социально, физически и коммуникативно);

— инициативны;

— независимы;

— эмпатийны и доброжелательны.

Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.

Презентация. Тема 1.