Чего не стоит делать перед экзаменом? - Конкорд

Чего не стоит делать перед экзаменом?

10.05.2022

Loading

Экзамен: выпускной или вступительный, письменный или устный — все это характеристики важного этапа в жизни любого старшеклассника. Подготовка к такому важному событию нередко занимает достаточной большой объем времени и требует определенных ресурсных затрат. А еще — это эмоции, переживания, волнения как до написания первой буквы или цифры в бланке, так и после — во время ожидания результатов. О том, как готовиться к экзамену или контрольной работе можно прочитать в нашей статье, опубликованной ранее. В этом материале мы хотим остановиться на основных ошибках, которые допускают школьники во время подготовки к экзаменам, и рассказать профилактике предэкзаменационного стресса.

1.  «Фонари выключают в половину второго ночи, еще можно посидеть и выучить!»

Соблюдение режима дня — важный аспект любой подготовки. Крепкий и здоровый сон — залог корректного отдыха и  восстановления нервной системы. Многие думают, что сидеть допоздна и пытаться выучить половину книги за несколько ночей до экзамена — отличная идея. Кажется, что пару таких «утраченных» ночей никак не скажутся на общем состоянии, однако у каждого организма есть свои резервы, и они не бесконечны. Головные и мышечные боли, ломота в суставах, снижение концентрации внимания — вот лишь несколько возможных проявлений постоянного недосыпа и, как следствие, повышенного стресса из-за недостатка отдыха. Ослабленный организм, помимо всего прочего, более подвержен заболеваниям, а простудиться накануне экзамена — не самый приятный сценарий. Поэтому важно следить за временем и распределять подготовку в течение дня, а ночью расслабиться и дать себе отдохнуть.

2. «Чем больше раз успею прочесть — тем больше запомню!»

Ошибочно полагать, что механическое, неосознанное чтение материала по несколько раз подряд поможет выучить всю положенную программу за несколько бессонных ночей. Возможно, если подросток визуал (ведущий тип восприятия — зрительное), то некий объем информации сохраниться. Однако, если не разобраться в нем и не отработать практически, то полезность такого материала будет сравнительно низкой. Перечитывание раз за разом информацию, не обращая внимание на логические связи, общую структуру и взаимосвязь отдельных правил, тем и т.д. может сыграть злую шутку во время экзамена: ощущение, что это известно — есть, а ответа на вопрос — нет. Необходимо использовать различные способы запоминания и обработки информации: где-то прочесть,  что-то отработать практически, решая задачи или упражнения, составляя таблицы и план-схемы и т.п. В подготовке сложной темы можно обратиться за помощью к родителям или педагогу, чтобы не допустить критичных ошибок в восприятии информации.

3. «Я так волнуюсь — пойду поем. И еще добавки, пожалуй!» 

Важно следить за тем, чтобы перед экзаменом ребенок не переедал и не употреблял пищу продукты, которые могут негативно сказаться на его физиологическом состоянии накануне  и во время сдачи экзамена: не следует есть много жирной, острой пищи; не стоит потреблять много кофе или иной жидкости в больших, чем обычно количествах. Идти на экзамен с набитым до отказа животом — идея не самая лучшая. А вот включить в рацион больше углеводов, необходимых для стимуляции активности нервной системы и работы головного мозга — можно. Это могут быть бананы, блюда из баклажанов, сладкий перец, шоколад или сухофрукты.

4. «Выпью успокоительное — и все пройдет.»

Перед тем как использовать медикаментозные средства компенсации нервного напряжения, необходимо проконсультироваться со специалистом. Иначе можно просто оказать себе медвежью услугу: затормозив процессы нервной системы можно замедлить и работу головного мозга, снизить общий тонус организма. Да, тревога будет снята, но внимание и восприятие будут также снижены, что может критично сказаться на качестве работы. Лучше использовать методы релаксации, дыхательные упражнения, послушать успокаивающую музыку или попробовать методы арт-терапии. Но к специалисту медико-психологического профиля тоже можно обратиться, если перечисленные выше методы не работают. Самолечением лучше не заниматься.

5. «Завтра экзамен! Нужно все повторить ночью!»

Ночью перед экзаменом необходимо отдохнуть, а не пытаться в последний момент охватить весь объем материала, бездумно хватая всю информацию без разбора. Ясность мыслей и хорошее общее физиологическое состояние будет возможно только в том случае, если в нужный момент дать нервной системе отдохнуть. Безусловно, некоторых учащихся последняя ночь может спасти, дав возможность выучить хоть что-нибудь в последний момент. Но лучше предварительно подумать о том, как скажется на общей результативности подобные ночные посиделки и хватит ли энергии, если поспать всего три часа?

6. «Если не сдашь, то считай, что можешь не рассчитывать на обеспеченное будущее!»

Зачастую, сами того не подозревая, родители лично повышают уровень стресса у школьников перед экзаменами, ежедневно озвучивая подобные мысли: «Не сдашь — пойдешь учиться в ПТУ и всех нас опозоришь!» или «только посмей не сдать! У меня и у отца одни пятерки были, и у тебя все должно быть на отлично сдано!». Аналогичные этим высказывания лишь вызывают у ребенка чувство неполноценности, обязанности перед чем-то или кем-то, а не перед самим собой, некорректно формируют мотивацию на достижение успеха и, как следствие, повышают базовый уровень тревоги. С другой стороны, родители могут волноваться даже больше, чем сам ученик, что, естественно, не остается незамеченным. Тяжело готовиться к экзамену, когда перед глазами постоянно лежит картина нервничающих родителей. Все, что нужно сделать — оказать детям всю возможную поддержку и не забывать о собственном позитивном настрое. Работайте как команда — и все получиться!

Если вы хотите узнать больше о нюансах психологической подготовки к экзаменам, вы можете записаться на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу и обсудить все волнующие вас вопросы. Помните, что к любому испытанию можно подготовиться более успешно, если научиться контролировать собственные переживания и мыслить позитивно!

Роман Владимирович Гайдук, педагог-психолог школы «Конкорд».